;
Белем җәүһәрләре Бөтендөнья интернет-проектлар бәйгесе

 

26.08.2016
Безнең хәтердә 500 ел!

«Хәзинә» милли сәнгать галереясендә  Казан ханбикәсе Сөембикәнең 500 еллыгына багышланган күргәзмә ачылачак. Бу күргәзмәдә Татарстан рәссамнарының әсәрләре урын ала. Күргәзмә 26 сентябрьгә кадәр эшли.

26 августа в 15:00 часов в Национальной художественной галерее «Хазинэ» состоится открытие выставки «Художники Татарстана: Образ Сююмбике — последней царицы Казанского ханства в канун 500-летия со дня рождения».

                                                                        

Выставка, посвященная Дню Республики Татарстан, из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и произведений живописи художников Татарстана впервые представляет легендарный образ Сююмбике в едином выставочном пространстве.
Дата рождения царицы доподлинно неизвестна, по некоторым сведениям, она родилась около 1516 года. Сююмбике — дочь Ногайского хана Юсуф бея, праправнучка основателя Ногайской Орды Идегея.
Время ее жизни в ханской Казани — 1535−1551 годы. Судьба царицы стала символом золотого века исторического прошлого татарского народа. Ее образ овеян символикой, легендами, мифами и преданиями, с ним связаны представления об истинной красоте татарской женщины, о материнстве и любви к отечеству.
Образ Сююмбике — та тема, которая в эпоху как царской России, так и в советское время, была тесно переплетена с идеологией. Рубежным для истории татарского народа стал 1552 год — время крушения Казанского ханства, которое повлекло за собой на многие столетия и забвение духовных ценностей. Тем не менее в русском искусстве на волне интереса к российской истории, возникали полотна, посвященные страницам походов и завоеваний, ярким личностям, некогда существовавших на территории России ханств и государств (В.Г. Худяков «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань», 1870, Ульяновский художественный музей). В 1920 -1930-е годы в казанском искусстве вновь возник интерес к национальной истории (И.И. Князьков «Въезд Ивана Грозного в Казанский кремль»).
ХХ век диктовал иные ценности и приоритеты: вплоть до конца 1960-х годов в произведениях художников Татарстана национальная тема и национальная история были завуалированы на уровне этнографизма и типажа. Изображения башни Сююмбике — архитектурного символа Казани, городские пейзажи Касимова (последнего пристанища низвергнутой повелительницы) — находили свое место в живописных произведениях А.И. ТрапицынаС.О. ЛывинаВ.В. АнютинаР.А. ГилазоваГ. Л. Эйдинова.
Современное обращение к образу Сююмбике устремлено сквозь призму условного, постмодернистского языка так называемого мусульманского авангарда, абстракционизма, концептуализма, приемов примитива, эстетики искусства шамаиля. В этом ключе работают такие мастера, как Е.Г. ГолубцовШ. М. ШайдуллинР.А. КильдибековА.Р. ИльясоваР.А. КильдибековФ.Р. Валиуллин,М.Ш. ХазиевВ.П. АршиновР.Г. ШамсутдиновН. НаккашЗ. Бикташева.
Выставка продлится до 26 сентября 2016 года.

Источник: http://www.business-gazeta.ru/news/320687

 





 

comments powered by HyperComments